За 11 месяцев 2024 год на судебном участке № 5 мирового судьи Оренбургского района Оренбургской области рассмотрено:

- 35 уголовных дел.

- 4274 гражданских дел,

В 2024 году оригиналы судебных приказов с отметкой о вступлении в законную силу по всем делам направляются своевременно.

- 616 дел об административных правонарушениях:

26 правонарушителям назначено административное наказание в виде ареста,

9 правонарушителям назначено административное наказание в виде лишения специального права,

32 правонарушителям назначено административное наказание в виде обязательных работ,

82 правонарушителям назначено наказание в виде предупреждения,

467 правонарушителям назначено административное наказание в виде штрафа.

Проведено обобщение нарушений законодательства в сфере охраны и добычи водных и биологических ресурсов

При проведении обобщения была проанализирована статистическая информация, изучены судебные акты, принятые по рассматриваемой категории дел за 11 месяцев 2024 год.

Нарушение правил и норм в указанной сфере влечет за собой административную ответственность.

Нарушение правил любительского рыболовства подпадает под статью 8.37. КоАП РФ. Часть 2 указанной статьи.

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства

2. Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от 20000 до 30000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Мировым судьей судебного участка № 5 Оренбургского района Оренбургской области за 11 месяцев 2024 г. рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях.

Так, мировым судей судебного участка № 5 Оренбургского района Оренбургской области рассмотрено дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении жителя Оренбургского района Оренбургской области.

Судом установлено, что гражданин в нарушение п. 48 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13.10.2022 N 695 «Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», находясь на реке Бердянка в 3 км от с. Благословенка Оренбургского района Оренбургской области производил вылов водных биологических ресурсов сетным орудием лова (косынка) размером 27х1,0х1,0 в количестве 1 (одна) шт., чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.37 КАП РФ.

Постановлением мирового судьи указанному правонарушителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов с конфискацией орудия лова – сети «косынка».

Мировым судьей судебного участка № 5 Оренбургского района Оренбургской области установлено, что в 1 км на восток от с. Благословенка Оренбургского района Оренбургской области на р. Урал правонарушитель производил лов водных биологических ресурсов запрещенным орудием лова паук ячея 30 мм, длина 1,2 м., ширина 1 м, были выловлены водные биологические ресурсы карась в количестве 10 экземпляров.

Постановлением мирового судьи указанному правонарушителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией орудия лова - паук.

Мировым судьей судебного участка № 5 Оренбургсокго района Оренбургской области, установлено, что на р. Донгуз Оренбургского района Оренбургской области находился житель п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области на водоеме рыбохозяйственного значения в трех метрах от уреза воды с запрещенными орудиями лова – острога с 11 зубьями 1 шт.

Постановлением мирового судьи указанному правонарушителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией орудия лова - острога.

Кроме того, сообщается, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу ст. 28.1 КоАП РФ является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 5 ст. 28.1 и ст. 28.2 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Также лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Сам протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии с п.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу ст. 23.27. КоАП РФ органом, рассматривающим дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.37. КоАП РФ, является Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа, вправе:

1) руководитель Росрыболовства, его заместители;

2) руководители структурных подразделений Росрыболовства, их заместители;

3) руководители территориальных органов Росрыболовства, их заместители;

4) начальники отделов, заместители начальников отделов, главные и старшие государственные инспектора территориальных органов Росрыболовства.

При этом, в силу п. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.37 КоАП РФ, рассматриваются судьями только случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Помимо указанных лиц, протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, полномочны составлять согласно ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ОВД (полиции).

В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается наказание в виде штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения правонарушения выносится постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. Однако если лицо, в отношении которого выносится постановление, оспаривает наличие события или само наказание, тогда составляется протокол об административном правонарушении.

Что касается конфискации судна, то в силу п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ она назначается только судьей. При этом должностное лицо, обнаружившее административное правонарушение, в порядке ст. 28.8 КоАП РФ направляет протокол об административном правонарушении для рассмотрения дела судье. Протокол передается в течение 3-х суток с момента его составления.

Вступившее в силу постановление судьи о конфискации вещи исполняется только судебным приставом-исполнителем в порядке исполнительного производства. Конфискованное судно впоследствии реализуется. П. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 устанавливает, что за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, дополнительное наказание в виде конфискации может быть назначено лишь в случае нарушения правил добычи (вылова) водных биоресурсов и в отношении тех орудий, которые использовались при незаконной добыче (вылове).

Выводы о необходимости применения конфискации либо о неприменении к виновному лицу должны быть мотивированы судьей в постановлении о привлечении лица к административной ответственности.

При этом следует иметь в виду, что в силу части 2 статьи 3.7 КоАП РФ конфискация дозволенных орудий рыболовства не может быть применена к правонарушителям - физическим лицам (как имеющим, так и не имеющим статуса индивидуального предпринимателя), если на основании имеющихся в материалах дела фактических данных, а также представленных в судебное заседание доказательств будет установлено, что рыболовство для этих лиц является основным законным источником средств к существованию.

В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ закреплено, какие суда является орудиями совершения данного правонарушения. К ним относятся любые самоходные и несамоходные плавучие сооружения (в том числе, резиновые лодки), если они применялись при совершении противоправных виновных действий (бездействия), за которые установлена административная ответственность (в частности, при незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов, а в определенных для отдельных видов рыболовства случаях также при приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранении и выгрузке уловов водных биоресурсов, при незаконном производстве продукции из водных биоресурсов). К судам, которые следует признавать орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, относятся лишь те плавучие сооружения, которые применялись при незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов.